Условия и порядок применения льготных ставок по налогу на прибыль и страховым взносам на территории Донецкой народной республики в 2024 году
С 1 июля 2023 года на территории новых субъектов Российской Федерации создана свободная экономическая зона, в которой действует особый режим предпринимательской деятельности. Указанные изменения внесены Федеральным законом «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (от 24.06.2023 N 266-ФЗ, далее – Закон).
Новый режим включает установление пониженных ставок по налогам и тарифам страховых взносов, а также применение процедуры свободной таможенной зоны. В числе льгот предоставлены следующие налоговые преференции:
- по налогу на прибыль организаций: ставка 0% (базовая 2%) в части федерального бюджета в течение 10 лет с момента получения первой прибыли по инвестпроекту и от 0% до 13,5% (базовая 18%) в части бюджета субъекта;
- по страховым взносам - ставка 7,6% (базовая 30%) в пределах 2 225 000 рублей (в 2024 году) и 0% (базовая 15.1%) свыше 2 225 000 рублей (в 2024 году).
В качестве органов управления свободной экономической зоны определены Минстрой России и управляющая компания – ППК "Фонд развития территорий" (далее – ФРТ).
Наряду с Законом к основополагающим нормативным актам относятся также:
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 24.06.2023 N 267-ФЗ);
- Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (от 24.06.2023 N 268-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2023 N 1087 "Об утверждении Правил передачи управляющей компанией земельных участков участникам СЭЗ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области в аренду (субаренду) без проведения торгов";
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2023 N 1088 "Об утверждении Правил ежегодной оценки эффективности функционирования СЭЗ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области";
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2023 N 1089 "О критериях и методике оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в СЭЗ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области";
- Постановление Правительства РФ от 04.07.2023 N 1099 "Об утверждении Правил передачи публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" в аренду имущества, расположенного на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, и о внесении изменений в устав публично-правовой компании "Фонд развития территорий";
- Приказ Минстроя России от 29.06.2023 N 458/пр "Об утверждении Порядка ведения единого реестра участников СЭЗ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области";
- Приказ Минстроя России от 29.06.2023 N 459/пр "Об утверждении формы свидетельства о включении индивидуального предпринимателя, юридического лица в единый реестр участников СЭЗ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области";
- Приказ Минстроя России от 29.06.2023 N 461/пр "Об утверждении типовой формы инвестиционной декларации, прилагаемой к заявлению о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области";
- Приказ Минстроя России от 29.06.2023 N 462/пр "Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в СЭЗ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области".
На получение статуса участника свободной экономической зоны на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области в соответствии с Законом (далее – участник СЭЗ) может претендовать любое лицо, зарегистрированное либо имеющее филиал на территории ДНР или ЛНР, а также Запорожской или Херсонской областей. Условие – оно не должно вести деятельность, осуществление которой признано Минстроем России не допустимым. Полномочиями по принятию решения об установлении статуса участника СЭЗ наделен ФРТ.
Процедура получения статуса участника СЭЗ выглядит следующим образом (ст.12 Закона):
- подача потенциальным участником СЭЗ в ФРТ заявления о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ и инвестиционной декларации;
- проверка ФРТ документов и оценка инвестиционной декларации на предмет эффективности инвестиционного проекта;
- рассмотрение субъектом РФ инвестиционной декларации и выдача заключения о возможности заключения с заявителем договора об условиях деятельности в СЭЗ;
- по результатам оценки эффективности проекта и заключения субъекта РФ – принятие ФРТ решения о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ;
- подписание ФРТ с заявителем договора об условиях деятельности в СЭЗ, включение заявителя в реестр участников СЭЗ, выдача Свидетельства участника СЭЗ.
1. Налог на прибыль
В соответствии с пунктом 1.7-1 (введен Федеральным законом от 24.06.2023 N 268-ФЗ) ст.284 НК РФ, для организаций – участников СЭЗ:
- налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей установленным Законом требованиям, и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации указанного инвестиционного проекта в СЭЗ (абз.2 п.1.7-1 ст.284 НК РФ);
- законами ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, может устанавливаться в размере от 0 процентов до 13,5 процента в зависимости от вида осуществляемой деятельности в СЭЗ в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей установленным Законом требованиям. При этом указанная налоговая ставка применяется в течение периода действия договора об условиях деятельности в СЭЗ (абз.3 п.1.7-1 ст.284 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст.12 Закона, инвестиционная декларация должна содержать в том числе следующие сведения:
1) цель инвестиционного проекта;
2) виды деятельности;
3) технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта;
4) количество планируемых для создания рабочих мест, в том числе в первые три года реализации инвестиционного проекта, и размер средней заработной платы;
5) общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в сумме:
- не менее одного миллиона рублей для лиц, намеревающихся реализовать инвестиционный проект в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг, в области информационных технологий, научных исследований и разработок;
- не менее трех миллионов рублей для лиц, являющихся субъектами МСП;
- не менее тридцати миллионов рублей для иных лиц;
6) график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта;
7) график получения предусмотренных нормативными правовыми актами заключений, согласований и (или) разрешений уполномоченных органов (в случае, если реализация инвестиционного проекта связана с необходимостью проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, для осуществления которых требуется получение указанных заключений, согласований и (или) разрешений);
8) график создания новых рабочих мест в первые три года реализации инвестиционного проекта;
9) осуществление реализации инвестиционного проекта на территориях ДНР, и (или) ЛНР, и (или) Запорожской области, и (или) Херсонской области.
Формы инвестиционной декларации и договора об условиях деятельности утверждены приказами Минстроя России от 29.06.2023 N 461/пр и N 462/пр.
Указанные выше налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности (абз.4 п.1.7-1 ст.284 НК РФ).
В случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Законом, сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения пониженных ставок, предусмотренных настоящим пунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, не позднее чем в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период в соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 287 НК РФ (абз.5 п.1.7-1 ст.284 НК РФ).
В соответствии со ст.1 Закона ДНР № 42-РЗ от 29.12.2023г., для организаций – участников СЭЗ на территории ДНР устанавливается налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет ДНР, от деятельности, осуществляемой на территории СЭЗ ДНР по договорам об условиях деятельности в СЭЗ в следующих размерах:
- 0 процентов – в течение первых 3-х налоговых периодов;
- 5 процентов – с 4-го по 9-й налоговые периоды;
- 13,5 процента – с 10-го налогового периода.
Согласно п.1 ст.2 Закона ДНР льготная налоговая ставка применяется начиная с налогового периода, в котором участником СЭЗ получена первая налогооблагаемая прибыль и до окончания действия договора об условиях деятельности.
На основании п.2 ст.2 Закона ДНР, указанные налоговые ставки применяются в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ на территории ДНР, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей установленным Законом требованиям при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ на территории ДНР, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
В других регионах принимаются аналогичные нормативные акты.
С учетом изложенного можно сделать следующие выводы:
- льгота применяется с налогового периода, в котором была получена первая прибыль;
- льгота применяется при условии ведения раздельного учета;
- льгота применяется в течение периода действия договора;
- в случае расторжения договора налог подлежит доплате.
2. Страховые взносы
В соответствии с подп.22 (введен Федеральным законом от 24.06.2023 N 268-ФЗ) п.1 ст.427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей установленным Законом требованиям.
Физическим лицом, занятым в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, признается лицо, заключившее трудовой договор с плательщиком - участником СЭЗ, а его трудовые обязанности непосредственно связаны с реализацией инвестиционного проекта, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате реализации инвестиционного проекта (абз.2 подп.22 п.1 ст.427 НК РФ).
Перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, утверждается плательщиком - участником СЭЗ по согласованию с ФРТ (абз.3 подп.22 п.1 ст.427 НК РФ).
ФРТ в течение трех рабочих дней после внесения в единый реестр участников СЭЗ записи о включении плательщика в указанный реестр либо записи о заключении с плательщиком, имеющим статус участника СЭЗ, другого договора об условиях деятельности в СЭЗ представляет в электронном виде в налоговые органы информацию о согласованном с таким плательщиком перечне рабочих мест физических лиц, занятых в реализации соответствующего инвестиционного проекта. В случае внесения участником СЭЗ изменений в данный перечень указанная информация должна быть представлена ФРТ в электронном виде в налоговые органы в течение трех рабочих дней после согласования таких изменений (абз.4 подп.22 п.1 ст.427 НК РФ).
В соответствии с п.2.2 (в ред. 24.06.2023) ст.427 НК РФ, для участников СЭЗ начиная с 2023 года применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 процента свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
Согласно п.17 ст.427 НК РФ, плательщики, указанные в подп.22 п.1 настоящей статьи, получившие статус участника СЭЗ, применяют единые пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные п.2.2 настоящей статьи:
- начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения ими такого статуса, до 31 декабря (включительно) года, в котором истекают пять последовательных календарных лет. Необходимое условие – сохранение в течение указанного периода среднеквартальных показателей средней численности работников и среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу этих работников, на уровне не ниже закрепленных в договоре об условиях деятельности в СЭЗ и не ниже соответствующих показателей за первый квартал 2023 года (при их наличии) - абз.2 п.17 ст.427 НК РФ. Порядок определения указанных показателей и выполнения условия, установленного настоящим абзацем, утвержден приказом Минстроя России от 29.06.2023 N 460/пр;
- начиная с 1-го числа шестого года и до 1-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в котором величина НТ, рассчитываемая в соответствии с настоящим пунктом, превысила величину, равную объему осуществленных за указанный период капитальных вложений в реализацию инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей установленным Законом требованиям (абз.3 п.17 ст.427 НК РФ).
Величина НТ для соответствующего отчетного месяца рассчитывается за период с 1-го числа шестого года до последнего числа отчетного периода как разница между суммой страховых взносов, исчисленной исходя из единых тарифов страховых взносов, установленных п.3 ст.425 НК РФ, и суммой страховых взносов, исчисленной с применением единых пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных п.2.2 настоящей статьи (для плательщиков акцизов и налога на добычу полезных ископаемых установлены особенности) - абз.4-7 п.17 ст.427 НК РФ.
ФРТ не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, представляет в электронном виде в налоговые органы сведения об осуществленных капитальных вложениях за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода плательщиками, получившими статус участника СЭЗ. При этом в целях настоящего пункта понятие "капитальные вложения" используется в значении, указанном в Законе (абз.8 п.17 ст.427 НК РФ).
Для плательщиков, утративших статус участника СЭЗ, единые пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные п.2.2 настоящей статьи, не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был утрачен такой статус (абз.9 п.17 ст.427 НК РФ).
В случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ в одностороннем порядке в соответствии с Законом сумма страховых взносов подлежит восстановлению исходя из единых тарифов страховых взносов, установленных п.3 ст.425 НК РФ, и уплате за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ без соответствующих пеней в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был расторгнут указанный договор, с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот период страховых взносов (абз.10 п.17 ст.427 НК РФ).
С учетом изложенного, можно сделать следующие выводы в отношении страховых взносов:
- льгота применяется для выплат в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта;
- льгота применяется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения статуса участника СЭЗ;
- льгота применяется в течение 5 лет, при условии выполнения среднеквартальных показателей: средней численности и средней заработной платы;
- начиная с 6 года льгота предоставляется в пределах объема осуществленных капитальных вложений;
- перечень рабочих мест может быть изменен;
- в случае расторжения договора сумма страховых взносов подлежит восстановлению исходя из единых тарифов.