vktelegram

Налоговые последствия дистанционной работы на территории иностранного государства

Сотрудник Общества работает удаленно на территории иностранного государства, утратил статус налогового резидента Российской Федерации за 2022 год. Каковы налоговые последствия и возможные риски в зависимости от наличия (отсутствия) у сотрудника статуса налогового резидента в условиях дистанционной работы с территории иностранного государства?

 

 

В соответствии с п.1 ст.207 НК РФ, налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

На основании российского законодательства по общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Гражданство физического лица на порядок определения налогового резидентства не влияет.

Для определения налогового статуса физического лица должен учитываться любой непрерывный 12-месячный период. То есть указанный период может начинаться в одном налоговом периоде и заканчиваться в другом. День въезда в РФ и день выезда из РФ учитываются при определении статуса налогоплательщика, поскольку физическое лицо в эти дни фактически находится в РФ. При этом в течение указанного 12-месячного срока не обязательно, чтобы собственно 183 дня были проведены в РФ непрерывно (п. 2 ст. 207 НК РФ, Письма Минфина России от 16.07.2020 N 03-04-05/61942, от 22.01.2020 N 03-04-05/3343). Предполагаемый срок нахождения физического лица в РФ в расчет не принимается (Письмо Минфина России от 28.10.2010 N 03-04-06/6-258).

Налоговый агент должен устанавливать налоговое резидентство любого физического лица, в том числе гражданина РФ. Налоговый статус определяется на каждую дату выплаты дохода. Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение НДФЛ полученных им за налоговый период доходов, устанавливается по итогам налогового периода (календарного года) (Письма Минфина России от 27.07.2022 N 03-04-05/72454, от 13.08.2019 N 03-04-05/61114).

В связи с изменением налогового статуса перерасчет производится по доходам, полученным с начала налогового периода, а не с момента такого изменения. Ответственность за исчисление, удержание и перечисление НДФЛ, включая и правильность определения налогового статуса получателя дохода, несет налоговый агент (Письмо ФНС России от 22.05.2018 N БС-4-11/9701@).

 

С учетом изложенного, в зависимости от наличия (отсутствия) у сотрудника статуса налогового резидента в общем случае возникают следующие налоговые последствия.

Доходы работника-резидента облагаются по ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, в общем случае 13%. Ставка применяется к доходам, полученным как от источников в РФ, так и за ее пределами.

Доходы нерезидента облагаются в РФ, только если они получены от источников в РФ (ст. 209 НК РФ). НДФЛ для нерезидентов исчисляется по ставке, установленной п. 3 ст. 224 НК РФ, в общем случае 30%.

Доходы от выполнения работы за пределами РФ относятся к доходам из источников за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Поэтому такие доходы, полученные нерезидентами, в России НДФЛ не облагаются.

Минфин России, рассматривая ситуацию с точки зрения налогового законодательства, полагает, что если трудовой договор о дистанционной работе предусматривает нахождение рабочего места в иностранном государстве, то вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей по такому договору относится к доходам от источников за пределами РФ (Письма Минфина России от 20.01.2021 N 03-04-06/2495, от 16.10.2019 N 03-04-06/79311).

Если работник является налоговым резидентом, но получает доходы от источников за пределами РФ, в частности, если трудовой договор о дистанционной работе предусматривает нахождение рабочего места в иностранном государстве, то исчисление, декларирование и уплата НДФЛ производится им самостоятельно (пп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ, Письма Минфина России от 14.04.2021 N 03-04-06/27827, от 11.11.2022 N 03-04-05/109842).

В письме от 16.09.2022 № 03-04-06/89789 Минфин России также в очередной раз напомнил, что с доходов работника, который уехал за границу и трудится дистанционно, российский работодатель не должен удерживать и платить НДФЛ.

 

Таким образом, в условиях дистанционной работы с территории иностранного государства сотрудник Общества должен представить декларацию и уплатить НДФЛ лишь в случае наличия доходов от источников в РФ. В зависимости от наличия / отсутствия статуса налогового резидента будет зависеть ставка налога (13% / 30%).

Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства в любом случае относится к доходам от источников за пределами РФ, Общество не должно удерживать и уплачивать НДФЛ при выплате таких доходов.

 

Если налоговый орган выявит несвоевременное удержание НДФЛ, то с налогового агента подлежат взысканию пени согласно ст. 75 НК РФ, а также штраф по ст. 123 НК РФ в размере 20% от неудержанной суммы налога. При этом налоговый агент освобождается от ответственности при одновременном выполнении условий, установленных п. 2 ст. 123 НК РФ, контроль за исполнением которых осуществляют налоговые органы (Письмо ФНС России от 02.08.2021 N ЕА-4-15/10852@):

- налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

- в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

- налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

 

Общество должно установить налоговое резидентство работника. Как уже отмечалось, в случае неправомерного неудержания НДФЛ с налогового агента подлежат взысканию пени, а также штраф в размере 20% от неудержанной суммы налога.

Если Общество удерживало и перечисляло в бюджет налог, хотя не должно было этого делать, речь идет не о недоимке, а о переплате налога. Если дистанционный работник не является налоговым резидентом РФ и трудовой договор о дистанционной работе предусматривает нахождение рабочего места в иностранном государстве, то суммы удержанного НДФЛ являются излишне удержанными и должны быть возвращены работнику.

 

Однако законодательство в скором времени может измениться. Минфин России сообщил, что разработал поправки в НК РФ, согласно которым выплачиваемые отечественными организациями - работодателями вознаграждения дистанционным работникам, находящимся за пределами страны, относятся к доходам от российских источников. Другими словами, лица, находящиеся за границей более полугода и удаленно работающие на организацию, вместо освобождения от НДФЛ, как это происходит сейчас, будут уплачивать налог с полученных денег по ставке 30%.

Такой подход в настоящее время закреплен в законодательстве в отношении доходов директоров. В силу пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей гл. 23 НК РФ вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений. Поэтому заработная плата генерального директора российской организации - гражданина РФ, не являющегося налоговым резидентом РФ, несмотря на управление организацией дистанционно из-за рубежа, где он постоянно проживает, является доходом, полученным от источников в РФ, и, соответственно, при ее выплате организации на основании ст. 226 НК РФ следует удерживать и уплачивать НДФЛ по ставке 30%.

 

Карта сайта